Поставила себе на компьютер пятую Цивилизацию и только сейчас, спустя неделю после установки, постоянно выхожу из игрового угара. Честно скажу, в предыдущие четыре части я не играла, зато собиралась в них поиграть очень давно. И вот, наконец, когда я в очередной раз вспомнила, что вышла пятая Цивилизация, припомнила также, что это достаточно популярная игра, глянула скриншоты, скачала.
Ну что я могу сказать... Хм... Игра, конечно, на любителя... на любителя долго, долго, долго, долго, долго проходить одну и ту же (фактически) миссию *и, видимо, я как раз к таким любителям отношусь*.
Жанр игры - пошаговая стратегия с множеством разных игровых нюансов. Нужно принимать во внимание и мнение других правителей, которые, периодически, абсолютные неадекваты. Кроме того нужно учитывать множество факторов: еду, довольство, золото, ресурсы, etc. Создавать условия для торговли, распространения религии, возникновения великих людей (художников, музыкантов, полководцев и т.д.), строить достопримечательности... Во время игрового процесса кто-то там постоянно составляет рейтинги и приятнее играть когда ты, все-таки, впереди планеты всей, но сделать это, на самом деле, не так просто.... Нужно захватывать территории, влиять на соседние города и государства и т.д. и т.д... В общем, да, на любителя...
Что касается самой игры. Первое, что я всегда замечаю во время игры - баги.... Баги есть, но играть они, в принципе, не мешают... к тому же я не уверена, что это именно баги, а не игровая задумка такая. После тех же 6х героев версии 1.0 - это прямо как праздник какой-то... Техническое развитие в игре очень хорошо продумано и сбалансировано относительно даты (если стоит нормальная скорость развития, хотя я переставляю на самую быструю). Т.е. фактически, открытие технологий происходит приблизительно в то же самое время, когда они на самом деле появлялись в мире. Этот факт меня даже несколько удивил и порадовал.
У игры есть еще такая небольшая особенность, которая ей, несомненно, в плюс. Дело в том, что я не люблю обучение - терпеть его не могу в том виде, в каком оно обычно представлено в стратегических играх. А представлено оно так: либо, допустим, ты запускаешь обучающую миссию, и тебя постоянно достают какие-то мужики или тетки всплывающими окнами "нет, вот поставьте это сюда и выделите вот этот отряд, на который указывает наша стрелка (и плевать, что ты это здесь размещать не хочешь и ты хочешь выделить другой отряд)", либо в игре вообще нет подсказок, вот вам настройки клавиатуры - играйте. В этой игре, в принципе, есть обучающие миссии, но совершенно не обязательно их проходить (может я их потом и пройду). Здесь же во время игрового процесса советники рассказывают тебе о потенциально интересующих тебя понятиях и ссылаются на разделы справки (т.е. фактически, без отрыва от игры, не приходится концентрироваться на том, какой именно отряд тебе надо выделить, чтобы справка убралась). Надоело - поставил галочку "не показывать больше" - и тебя больше с определенной информацией не достают. На первых порах, кстати, очень удобно, тем более соблюдено правило юзабилити: текстовой информации должно быть минимум, иначе на компьютерном экране ее лень читать. В общем, все сделали грамотно, на мой взгляд.
читать дальшеЕдинственное, чего бы мне хотелось добавить в эту игру, чтобы было вообще идеально - больше пунктов в диалоге разговора с другими правителями. А то их значительно не достает.
Вариантов победы несколько: военная, культурная (по очкам туризма), научная (кто быстрее соберет космический корабль), дипломатическая (кто в процессе обсуждения докажет что он мировой лидер) и по количеству очков в 2050м игровом году... В процессе игры заметила за собой склонность все равно постоянно скатываться к десептиконству.) Вот казалось бы, иду к культурной победе и тут кто-то из правителей, позавидовав моему достопримечательностному и территориальному богатству, начинает вставлять свое веское осуждение меня, заявляет о вражде, и я тут же начинаю войнушку на уничтожение... И так каждый раз.... >_< А поскольку никто не любит десептиконские методы кроме самих десептиконов, приходится мочить и остальных игроков... Или вот: все приняли мою культурную "моду" (как это называется в игре), а одна цивилизация - нет... Или же одна из цивилизаций того и гляди заставит меня принять свою моду. Выход из ситуации у меня все тот же. Капитуляцию я не принимаю. Пока они с лошадьми, я уже с ядерными боеголовками.
Ну вот, допустим... как играю я...
Я как всегда не могу оставить кому-то другому ценные ресурсы, поэтому я сразу же, в первые ходы игры, запускаю поселенцев и занимаю территорию с этими ресурсами - 4 города как минимум, потом постепенно достраиваю еще. Через какое-то определенное время города разрастаются и моя...кхм... держава занимает на игровой карте примерно столько же, сколько СССР когда-то занимал на карте мира (и даже больше... кстати, у меня даже на поздних этапах была похожая идеология с пятилетками)) ). И правители - они в это время строят достопримечательности, а когда выясняется, что мне принадлежит полкарты, у меня влияние на три нейтральных города просто по факту моего географического расположения, и остальные достопримечательности я могу строить в 8ми городах сразу (а не в двух-трех, как у них), они сразу резко начинают мне не доверять. А то! У меня ведь и соль, и нефть, и уголь, и лошади, и серебро, и алмазы, и бананы, и чуть ли там не конопля даже. )) Ну мне бы хотелась так прямо этим правителям и объяснить, но игра этого не предусматривает. ))) На самом деле мне на их недоверие глубоко плевать - каждый из восьми городов раз в 2-10 ходов производит по боевому подразделению, что называется "хоть сам черт на меня напустись". Эти же 8 городов генерируют великих людей и отстраивают структуры, необходимые для хранения их шедевров, боевые постройки и т.д. Вот так и получается, что пока у них один великий полководец - у меня уже 3... Другое дело, когда эти самые правители начинают не отдавать те ресурсы, которые я не успела себе заграбастать из чистого недоверия... И тут вот я опять начинаю десептиконствовать...
Вот к примеру... Расскажу как раз про ту самую первую свою миссию (не будем брать в рассчет те миссии, в течении которых я соображала что игре от меня нужно и в чем ее принцип).
Карта - два материка и небольшой островок (вообще там можно это выбрать). Сначала я, наивная, думала, что там один небольшой материк. На этом материке со мной жили еще двое - поляк и ассириец (а я, типа, грек). Поляк в первую же секунду "общения" с ним напомнил мне своим внешним видом некроманта из Варкрафта - на каком-то фанарте их изображали с такой... темной рыжевато-медной бородой... И еще он был одет в красную робу, которая тоже мне очень сильно навевала воспоминания о Варкрафте *они там тоже красные робы носили, правда с синим\зеленым и т.д. в зависимости от цвета, который выбрал игрок*.
Ассириец... ну... не знаю... не вызывал у меня никаких ассоциаций и потому я отнеслась к нему как к вору моих ресурсов. )) Однако, где-то в середине игры выяснилось, что поляк не только выглядит как вышеназванный представитель плети, но и ведет себя так же. В самом начале я не придала этому значения... ну, в тот самый момент, когда освобожденные мною же из варварского плена его люди выстроили город на том самом месте, на которое я облизывалась - на месте добычи золота и мрамора (ну ладно, да, надо уметь делиться - подумала я).... Потом он стал постоянно плести какие-то заговоры против ассирийца (о чем докладывал мой дипломат), ассириец в это время вообще даже... как будто и не было его... Потом поляк (во славу плети) стал переманивать в свою веру союзные города, которые находились под моим территориальным влиянием (и релегиозным в т.ч.). Видимо он искал там послушников. Мне было пофиг, потому что я делала ставку на культурную победу. Потом дед начал совсем борзеть. Все это время мы находились в дружеских отношениях, не смотря на размер моей державы. А потом он - ОПА и ни с того ни с сего проникся ко мне подозрением и стал плаваться ядом и грубить, с ним стало невозможно договориться в принципе, хотя я повода вообще не давала. Да и хрен бы с ним, но стало невозможно договориться еще и об экспорте его золота и мрамора (которые требовали мои города). Я решила - ладно, обойдусь. Потом этот мужик принял военную идеологию (ассириец принял идеологию мира, дружбы и труда, как и я)... И через какое-то время дипломат мне доносит: короче, этот некромант тайно готовит армию хз против кого. Я думаю - хз, наверное, против меня... Подгоняю армию к его границам... А он - опа (трусоват был Ваня бедный...) напал на ассирийца, у которого вообще только одно боевое подразделение. Ну я и подумала: блин, мне что выгоднее, иметь вот такого борзого деда под боком, который не сегодня-завтра подгадает момент и полезет на меня, или все-таки ассирийца с моей идеологией, который всю игру вел себя как примерный гражданин и мне только один раз пришлось попросить его забрать своего шпиона - так он по-хорошему забрал, отношения не испортились.
Короче, представителя плети я вынесла, вместе с его бородой.)) И теперь я владею всем его золотом и достопримечательностями, которые он успел отстроить в немыслимом количестве. )) Ассириец после выноса "ядовитого" деда сам предложил мне дружбу. ))